Наконец-то разработана нормальная стратегия развертывания глобального спутникового Интернета

Наконец-то разработана нормальная стратегия развертывания глобального спутникового Интернета

В январе 2015 года американская компания SpaceX объявила о начале разработки космической телекоммуникационной системы Starlink, в которой в середине 2020-х годов будут работать около 12 000 спутников Земли, обеспечивающих глобальный широкополосный доступ в Интернет (первые спутники этой системы уже запущены в феврале текущего года).
В июне 2015 года был анонсирован британский проект OneWeb - системы, включающей 700 спутников, которые будут осуществлять доступ в Интернет в диапазонах Ka (на частоте 30 ГГц, скорость передачи данных - до 3-6 Мб/с) и Ku (на частотах 11 ГГц, 12 ГГц и 14 ГГц, скорость передачи данных - до 2 Мб/с). Этот проект финансируется группой компаний-инвесторов, крупнейшими из которых являются Airbus Group, Bharti Enterprises, Hughes Network Systems, EchoStar Corp., Intelsat, Qualcomm Incorporated, The Coca-Cola Company, Grupo Salinas и Virgin Group. Спутниковый Интернет OneWeb, как и Starlink планируется полностью запустить в эксплуатацию в 2020 году.


А в декабре прошлого года Правительством РФ утвержден проект глобальной спутниковой системы связи «Эфир» (еще одно ее официальное название - «Глобальная многофункциональная инфокоммуникационная спутниковая системой» - ГМИСС), в которую к 2025 году войдут 288 спутников.

Очевидно, что для каждого из указанных проектов разработаны технико-экономические обоснования (бизнес-планы), в которых показаны перспективы возврата инвестиций и получения прибылей (ведь не могут же многомиллиардные инвестиции быть просто «выброшены в Космос»). Но поскольку ТЭО составлялись специалистами, заинтересованными в продвижении проектов, они могли вольно или невольно допустить ошибки в экономических расчетах (естественно, в сторону «убеждения инвесторов» в будущих прибылях). Проверить эти расчеты независимые эксперты не могут (коммерческая тайна), но почему бы не провести экономические оценки разворачивания глобальной спутниковой интернет-сети, не привязываясь к конкретному проекту?

За решение этой задачи взялась американо-японская группа ученых из Департамента аэрокосмический инженерии Иллинойского университета в Урбане-Шампейне и Центра исследований и разработок передовых технологий корпорации Mitsubishi Electric (этот Центр обеспечил финансирование исследований). В своих расчетах ученые выделили «расходную часть» создания спутниковой интернет-сети (оценочные данные о финансовых расходах на разработку, производство, запуск и поддержку в эксплуатации системы из сотен спутников, зоны действия которых равномерно распределены по поверхности Земли) и «возможный приход», рассчитанный на основе реально существующей потребности в доступе в Интернет в различных регионах планеты. Результатом «научно-бухгалтерских изысканий» стал многоэтапный план создания спутниковой сети, выполнение которого позволит компании, реализующей «космический интернет-проект», вместо убытков (а то и финансового краха) получить прибыль. На первом этапе ученые рекомендуют создать региональные спутниковые сети, обеспечивающие доступ к Интернету США, европейских стран и Индии. А затем поэтапно охватывать другие регионы планеты.

Отчет об исследовании приведен в статье «Optimization of satellite constellation deployment strategy considering uncertain areas of interest», опубликованной в журнале Acta Astronautica, выпускаемого под эгидой Международной академии астронавтики.

См. также:

Комментарии