Автоматизация инженерных систем обеспечения комфортных и безопасных условий проживания в доме (отопления, вентиляции, кондиционирования, освещения, противопожарного оборудования) и бытовой техники (кухонной, медийной и другого назначения), предоставляющая возможности не только удаленной настройки режимов работы всех объектов хозяином дома, но и «самостоятельной» интеллектуальной адаптации этих режимов к привычкам хозяина - вот что вкладывается в понятие «умного дома». Такими домами уже обзавелись миллионы семей в США, странах Европы и Азии.
Однако, когда приходит время заменить какой-либо управляемый действующей АСУ «умного дома» объект или добавить новый компонент, могут возникнуть проблемы с подключением агрегата или прибора к существующей АСУ из-за одной «мелочи»: несоответствия протокола передачи данных, используемого в инсталлируемом оборудовании, протоколу передачи данных в домашней АСУ. Конечно, эта задача будет решена специалистами, но какой ценой и за какое время?
Описанная ситуация - лишь один из примеров, демонстрирующих отсутствие единого протокола передачи данных, очень негативно сказывающееся на темпах роста рынка устройств для «умного дома», который недавно стал сегментом Интернета вещей и «передал ему по наследству» эту до сих пор нерешенную проблему многообразия протоколов беспроводной передачи данных, используемых компаниями-интеграторами «умных» решений: Wi-Fi, Bluetooth Low Energy (Bluetooth LE, BLE), Z-Wave, ZigBee, Wireless RF, LoRa, NB-IOT …
«Живучесть» каждого из перечисленных протоколов обусловлена его превосходством над другими в определенной области требований и условий применения. А для других областей он и не предназначался его разработчиками. Да и не смогли бы они создать «универсальный» протокол при существующем многообразии требований и условий применения!
Для реализации протокола Wi-Fi, широко применяемого в мобильных девайсах для беспроводного доступа в Интернет (это его большое достоинство), выпускаются специализированные процессоры стоимостью около 1$, которые, к сожалению, обладают высоким энергопотреблением, вследствие чего в IoT-устройствах приходится следить за своевременной заменой батареек или подзарядкой аккумуляторов. В мобильных девайсах этот недостаток «неприятен», но не так критичен, как в работающих «бог знает где» устройствах Интернета вещей.
Основным недостатком протокола Bluetooth Low Energy (который также используется в мобильной технике для подключения к Интернету) является небольшой радиус его действия (до 10 м), что значительно ограничивает его применение в Интернете вещей, хотя как отмечено в названии протокола - «Low Energy» - он обладает приемлемым для устройств IoT энергопотреблением.
Для устройств, поддерживающих протоколы ZigBee, Z-Wave, Wireless RF, отличающихся низким энергопотреблением, выход в Интернет осуществляется посредством дополнительных модулей-хабов. Для передачи данных LoRa-устройствами необходимо наличие сетей, аналогичных сотовой связи (что обуславливает большие расходы на их строительство). А NB-IOT-устройства передают данные по существующим сотовым сетям (которые при необходимости подключаются к Интернету).
Аналитики прогнозируют, что выход из сложившейся за много лет «протокольной неразберихи» будет найден в ближайшие годы в виде «протокольного дуэта» благодаря модернизации протоколов Wi-Fi (в «низкоэнергетичный» протокол Wi-Fi HaLow) и Bluetooth (в Bluetooth 5.0, в котором радиус действия будет увеличен четырехкратно).
Комментарии
Отправить комментарий